Потрясающая информация

14.09.2010 в 23:40
Пишет .Джин.:

к.и.н. Тертицкий К.М. (ИСАА при МГУ)




СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ НА ТАЙВАНЕ


В период правления династии Цин и в годы японского господства китайские синкретические религии были представлены на острове главным образом течением чжайцзяо ("вегетарианское учение"), включавшим три ветви: Лунхуа пай (течение "Цветка Дракона"), Сяньтянь пай (течение "Прежнего Неба"), Цзиньчжуан пай (течение "Золотого Стяга").

После возвращения Тайваня Китаю и прибытия на Тайвань в числе беженцев буддийского духовенства значительная часть чжайтанов была превращена в буддийские храмы. Чжайцзяо постепенно стало исчезать и его течения имеют сейчас крайне небольшое число последователей. Многие из его приверженцев вошли в Игуаньдао.

Другим религиозным течением, действовавшим до 1945 г. и имевшим черты синкретической религии, была совокупность луаньтанов ("храмов феникса") (подробнее см. ниже).

Новый этап в развитии синкретических религий наступил после 1946-49 гг. На Тайвань прибыли последователи множества синкретических религий, действовавших на материке, на острове появились новые религиозные течения.

На Тайване в настоящее время действуют последователи следующих синкретических религий и синкретических религиозных течений: Игуаньдао (Путь Всепроницающего Единства), Сюаньюаньцзяо (Учение Сюаньюаня), Тяньдэ шэнцзяо (Священное Учение Небесной Добродетели), Тяньдицзяо (Учение Небесного Владыки), Лицзяо (Учение Истины), Даоюань (Храм Дао), Даюаньлинцзяо (Учение Великого Изначального Духа), Хунхуаюань (Храм Просвещения), Жуцзуншэньцзяо (Божественное Конфуцианское Учение) (именуемые также луаньтан - "храмы феникса"), Цыхуйтан (Храм Милосердия) и Шэнъаньгун (Храм Полного спокойствия). Ниже приводятся сведения об отдельных конфессиях и о синкретических религиозных течениях.


ИГУАНЬДАО (Путь Всепроницающего Единства) - самая крупная и влиятельная из китайских синкретических религий, существующих в наше время. "Священное предание" Игуаньдао относит истоки учения Игуаньдао ко временам Паньгу - героя китайских мифов, отделившего Небо от Земли. Реально становление собственно традиции Игуаньдао началось, видимо, в конце XIX в., а современный ее облик сложился в 1930-ые годы под влиянием деятельности 18-го патриарха этой религии Чжан Гуанби. Игуаньдао исповедует принцип "соединения пяти учений" (конфуцианства, буддизма, даосизма, христианства и ислама). Вероучение, пантеон и практика самосовершенствования первых трех "учений" оказали значительное воздействие на соответствующие стороны религиозной жизни Игуаньдао, соединясь с основными элементами традиции собственно синкретических религий (культ Ушэн Лаому, представления о "последних бедствиях третьей эры" и приходе в мир Майтреи и т.д.).

В конце 1930-ых - начале 1940-ых годов Игуаньдао было, по видимому, крупнейшей синкретической религией материкового Китая и, судя по всему, являлась таковой и на момент прихода к власти КПК в конце 1940-ых годов. В настоящее время имеет более 1 млн. приверженцев на Тайване и до 2 млн. последователей в Восточной Азии и ЮВА. В КНР на начало 1980-ых годов случаи деятельности Игуаньдао составляли до 1/3 всех случаев деятельности синкретических религий, раскрытых властями. Судя по имеющимся данным, Игуаньдао продолжает занимать ведущее положение среди синкретических религий, действующих в КНР и в 1990-ые годы.

Последователи Игуаньдао стали прибывать на Тайвань вскоре после возвращения острова под юрисдикцию Китайской Республики. Их первые группы появились там в начале 1946 г. . Развитие Игуаньдао стало, однако, через некоторое время встречать противодействие властей. В 1951 г. на основании статьи одиннадцатой "Закона о чрезвычайном положении" и статьи второй "Правил по запрету вредных народных обычаев" Игуаньдао было объявлено "еретическим учением" и запрещено. 19 апреля 1958 г. последовало вторичное решение МВД о запрете Игуаньдао.

До 1963 г. , однако, политика властей носила умеренный характер, направленных против Игуаньдао выступлений в прессе так же было не много. На протяжении более десяти лет за приверженцами Игуаньдао велось наблюдение, иногда власти арестовывали некоторых из них, однако затем обнаруживали отсутствие состава преступления в их действиях.

В мае 1963 г. представитель Главного Командования Тайваньской Гарнизонной Службы (одно из подразделений которой выполняло функции политической полиции) выступил с заявлением о том, что Игуаньдао, несмотря на запрет, по-прежнему занимается незаконной деятельностью, публикует "рекламные" заявления в газетах, пропагандирует еретическое учения. Он же заявил о необходимости ужесточить запретительные меры в отношении Игуаньдао.

Власти начали активную репрессивную компанию. В этих условиях наиболее видные лидеры Игуаньдао 10 июня 1963 г. были вынуждены провести собрание представителей подчиненных им ветвей и заявить об их самороспуске.

Реально деятельность Игуаньдао была приостановлена на полгода, а затем возобновилась. Возобновились и преследования последователей этой религии. В тайваньской прессе периодически публиковались материалы, направленные против Игуаньдао.

Между тем, период с 1963 г. по начало 1980-ых годов был не только годами гонений, но и временем огромных изменений (своего рода "тихой революции") в Игуаньдао. В это время общины Игуаньдао эволюционировали к таким формам деятельности и внутреннему состоянию религиозной жизни, которые дали этой религии возможность "вписаться" в современное тайваньское общество.

Учитывая сложившиеся в обществе настороженное отношение к проводимым Игуаньдао закрытым собраниям в частных домах, лидеры Игуаньдао стали уделять значительное внимание созданию больших храмов, где начала осуществляться открытая религиозная деятельность. Строительство этих храмов особенно усилилось после 1976 г. , что было связано с повышением к этому времени финансовых возможностей тайваньцев и с произошедшим в предшествующие годы увеличением числа верующих. Всего таких храмов было создано св. 50.

Значительные изменения произошли тогда и в социальном составе последователей этой религии. С конца 1960-ых - начала 1970-ых годов в ряды Игуаньдао начался приток студенческой молодежи.

Наиболее интенсивным периодом распространения учения в университетах, институтах и колледжах был период с 1973 по осень 1980 гг. Распространение Игуаньдао в студенческой среде имело целый ряд последствий. Резко вырос средний образовательный уровень приверженцев данной религии. Многие из вступивших в Игуаньдао в дальнейшем стали проповедниками. В тот же период изменился и социальный состав последователей Игуаньдао. Среди них появилась значительная доля лиц, принадлежащих к средним слоям общества.

После событий 1963 г. крупные течения Игуаньдао постепенно отказались от практики проведения медиумных сеансов.

Преследования Игуаньдао продолжались до начала 1980-ых годов. Продолжая проводить репрессивные акции в отношении общин Игуаньдао, власти, однако, постепенно пришли к пониманию необходимости легализации этой религии. К этому времени усилилось и влияние данной религии в обществе. К концу 1980-ых годов в Игуаньдао уже входило несколько членов тайваньского парламента.

К 1987 г. позиция руководства страны по данному вопросу окончательно сформировалась и властями было принято решение об отмене запрета.

Положение дел в Игуаньдао в целом к этому времени было следующим. Несмотря на преследования и направленную против Игуаньдао пропагандистскую кампанию, численность последователей этой религии на Тайване все эти годы постоянно возрастала. По данным обследования, проведенного в 1963 г. , их насчитывалось св. 50 тыс. (сведения тайваньской политической полиции). На 1980 г. их численность оценивалась как составляющая от 100 до 200 тыс. чел. В 1987 г. , когда Игуаньдао было официально легализовано, оценки численности последователей Игуаньдао колебались от 800 тыс. до 1 млн.

В дальнейшем число последователей Игуаньдао продолжало расти. На первую половину 1990-ых годов количество жителей Тайваня, прошедших обряд посвящения в общинах Игуаньдао, составляло до 4-5 млн. чел. (т.е. приблизительно 1/4 взрослого населения страны). Постоянно посещали храмы и участвовали в религиозной жизни порядка 500 тыс. чел. (устное сообщение д-ра Сун Гуанъюя, 1994 г. ). Численность же тех, кто считался членами общин Игуаньдао и участвовал в религиозной жизни время от времени, составляла, по некоторым оценкам, до 1,5 млн. чел.

СЮАНЬЮАНЬЦЗЯО ("Религия Сюаньюаня"; Сюаньюань - одно из имен мифического Хуан-ди (Желтого Императора)) принадлежит к числу синкретических религий, возникших уже во второй половине ХХ в.. Она была основана в 1957 г. тайваньским политическим деятелем Ван Ханьшэном (1899-1989). Целью его было восстановить традиционные духовные ценности китайской нации посредством воссоздания религии, существовавшей, по его мнению, со времен Хуан-ди до воцарения династии Хань. Учение Сюаньюаньцзяо представляет собой синтез конфуцианства, даосизма и моизма; с первой половины 1970-ых годов в качестве канонической книги последователями Сюаньюаньцзяо ими используется и обнаруженный в ходе раскопок в Маваньдуе (КНР) "Хуан-ди цзин" ("Канон Хуан-ди").

В первые десятилетия развития Сюаньюаньцзяо, особенно - в 1970-ые годы, имел место значительный рост числа ее последователей. С первой половины 1980-ых годов он сменился стагнацией, которая продолжается и в 1990-ых годах.

История возникновения Сюаньюаньцзяо непосредственно связана с рядом событий в жизни ее основателя. Ван Ханьшэн прибыл на Тайвань в 1949 г. в качестве члена Законодательного Юаня. В то время он, по его словам, находился в крайне тяжелом психологическом состоянии. Больше всего его волновали причины только что произошедшей социально-политической катастрофы - поражения ГМД на материке.

Он счел, что причиной произошедших событий является "крушение (распад) (бэнкуй) национального духа". Для его возрождения следует восстановить национальную культуру, основой которой является религия. Поэтому необходимо возродить религию древности. Для восстановления древней религии необходимо использовать классические тексты. Следует также учитывать, что к этой религии близки и существующие народные культы (так, в них сохранились такие, по мнению Ван Ханьшэна, основополагающие для древнекитайской религии начала, как почитание Неба и предков). При этом, философские концепции сложны для понимания широкими массами, а культы, взятые сами по себе, бесполезны. Интегрировав же народные культы в систему Сюаньюаньцзяо, можно достичь быстрого распространения учения этой религии.

Эта двойственность идейных основ Сюаньюаньцзяо сказалась и на всем ее последующем развитии.

В 1957 г. Ван Ханьшэн начал свою религиозную деятельность. К началу 1960-ых годов Сюаньюаньцзяо уже устойчиво входило в число институцианизированных и узаконенных религий. После 1961 г. Сюаньюаньцзяо насчитывала 1 тыс. последователей, к 1970 г. - 15 тыс.. В 1970-ые годы в Сюаньюаньцзяо, по заявлению ее лидеров, вступало по 10 тыс. чел. в год и к 1981 г. число ее членов превысило 100 тыс. чел.

В 1980-ые годы Сюаньюаньцзяо вступило в период стагнации. По оценке проф. Чжэн Чжимина, опубликованной в 1990 г., реальная численность тех, кто исповедовал Сюаньюаньцзяо составляла 30-40 тыс. чел.

ЦЗАЙЛИЦЗЯО (Учение о пребывании в истине) - синкретическая религия, основанная в XVII в. шэньши Ян Лайжу, имевшим степень цзиньши. Последователи Цзайлицзяо поклоняются Ботхисаттве Гуаньинь, которую считают инкарнацией Уцзи чжи шэнь (Божества Беспредельного). Последнее отождествляется ими с Шанди (Богом, Верховным Властителем) и Тянь (Небом) древнекитайских верования, а также с Богом христианства и ислама. Они проповедуют соблюдение норм конфуцианской этики, отказ от курения и употребления алкоголя.

Цзайлицзяо было весьма распространено в Северном Китае в XIX в. и в первой половине XX в.. В настоящее время действует на Тайване под названием Лицзяо (Учение Истины).

После победы КПК в гражданской войне, часть приверженцев Цзайлицзяо оказалась на Тайване. Руководители общества, однако, не смогло эвакуироваться и приверженцы Цзайлицзяо на Тайване на некоторое время оказались лишены руководства. Общество было официально восстановлено в мае 1950 г. и в том же месяце зарегистрировано МВД.

В целом на Тайване вероучение Цзайлицзяо не получило большого распространения. На начало 1970-ых годов на Тайване было только 17 храмов Цзайлицзяо. Некоторые из них ( по крайней мере, четыре) не действовали, некоторые (два храма в Таоюане) были очень небольшими.

В Цзайлицзяо могут входить и люди, исповедующие и другие религии (если они позитивно относятся к идеям Цзайлицзяо и посещают проводимые ею мероприятия). Одновременно, в рядах общин имеются и те, кто привержен исключительно вере Цзайлицзяо. Первых, по его приблизительной оценке, около 10 тыс. чел. (среди них много коренных тайваньцев), а вторых - 1 тыс. чел. (среди них преобладают выходцы из материкового Китая).

После периода незначительного роста в 1950-60-ые годы, в 1970-ых годах религия вступила в полосу кризиса. В то время значительное число ее последователей составляли выходцы из материкового Китая, среди которых было много чиновников. Их религиозна деятельность, в основном, ограничивалась личным совершенствованием.

В начале 1980-ых годов, при переходе от наставника 22-го поколения к наставнику 23-го поколения в обществе возник раскол на два течения, одно из которых возглавляется Обществом Лицзяо Китайской Республики, а другое - Главным гунсо Лицзяо. По словам последователей второго течения, первое течение возглавляется консервативными представителями старшего поколения последователей Цзайлицзяо, а второе - лицами среднего возраста, пытающимися активизировать религиозную жизнь Цзайлицзяо. Среди первых преобладали выходцы с материка, среди вторых много тайваньцев. По словам реформаторов, ко времени раскола религиозная жизнь Цзайлицзяо практически приостановилась и им приходится вновь упорядочивать и распространять эту религию.

По оценкам последователей Цзайлицзяо, в их религиозной деятельности принимает участие 20-30 тыс. чел., однако исключительно религию Цзайлицзяо из них исповедуют лишь ок. 1 тыс. чел. Всего на Тайване, по словам последователей Цзайлицзяо, имеется св. 30 гунсо.

Цзайлицзяо там по-прежнему делает упор на внутреннее совершенствование и не делает акцента внешней деятельности, внешних сторонах религиозной жизни.

ДАОЮАНЬ (Храм Дао) - синкретическая религия, возникшая в Шаньдуне в 1921 г. на основе общины, практиковавшей медиумные сеансы. Постепенно Даоюань и связанные с ним светские организации (главным из которых являлось общество Красной Свастики) получили распространение во всем Китае. Даоюань и Общество Красной Свастики представляли собой как бы двуединую организацию с общим членством; в рамках Даоюань осуществлялась религиозная деятельность, а в рамках ОКС - благотворительность.

После прихода к власти КПК деятельность Даоюань на материке была прекращена, однако продолжается на Тайване, в Сянгане, Японии и в Сингапуре.

На Тайване Даоюань действовал с 1930-ых годов. Однако имевшиеся тогда общины этой религии состояли исключительно из японцев (японское население Тайваня выехало в Японию в 1945-46 годах). Китайские общины возникают там лишь после возвращения острова под юрисдикцию Китая и прибытия туда беженцев с материка в конце 1940-ых годов.

ОКС и Даоюань действуют на Тайване с 1948 г.. На 1949 г. общая численность старых и новых последователей ОКС и Даоюань на Тайване составляла около 100 человек, затем она постепенно выросла и в 1980-ые годы оценивалась в более 10 тыс. чел. Члены тайваньской организации ОКС - это в основном выходцы из материкового Китая, сейчас уже достигшие преклонного возраста. Даоюань имеет более десяти отделений в разных районах Тайваня и осуществляет разного рода деятельность в области благотворительности.

В настоящее время Даоюань имеет там лишь 1-2 тыс. последователей.

ТЯНЬДЭ ШЭНЦЗЯО (Священное Учение Небесное Добродетели) - синкретическая религия, основанная в 1918 г. Сяо Чанмином (1894-1943) и имевшая в 1920-30-ые годы значительное число последователей в южном и восточном Китае. Тяньдэ шэнцзяо имеет этическую доктрину, включающую основные понятия традиционной китайской этики, близкую к другим синкретическим религиям эсхатологию (содержащую также идею о нравственном совершенствовании как необходимом условии спасения), практикует медиумные сеансы и "врачевание духом".

После прихода к власти КПК Тяньдэ шэнцзяо была запрещена в КНР. Последователи Тяньдэ шэнцзяо продолжают действовать в Сянгане и на Тайване.

ТЯНЬДИЦЗЯО (Учение Небесного Владыки) - одно из течений Тяньдэ шэнцзяо, выделившееся в самостоятельную религию. Основатель Тяньдицзяо, Ли Юйцзе (в прошлом чиновник, затем редактор газеты) в 1930-ые годы стал одним из учеников Сяо Чанмина. Многие основные идеи Тяньдицзяо были изложены им в книге "Новый рубеж" (закончена в 1942 г.). Само же Тяньдицзяо в качестве самостоятельной религии существует с 1980 г.. Идеология Тяньдицзяо характеризуется синтезом современных научных понятий и традиционных этических и религиозных представлений. Тяньдицзяо также известно своей политической позицией, близкой к консервативному крылу Гоминьдана.

Число последователей Тяньдицзяо на конец 1980-ых оценивалось как "около 10 тыс. чел." или "св. 10 тыс.". Сами приверженцы Тяньдицзяо оценивали численность последователей их религии на 1990 г. как "около 100 тыс. чел.".

Тяньдицзяо имеет св.30 храмов на Тайване, один храм в Токио (с 1983 г.), один храм в Лос-Анджелесе (с 1987 г.).

ДАЮАНЬЛИНЦЗЯО (Учение Великого Изначального Духа) основано на Тайване в конце 1950-ых годов. Основатель Даюаньлинцзяо, Хуан Цзиньюань (р.1924) с 13 лет практиковал как гадатель и предсказатель. В возрасте 33 лет он несколько раз удалялся в горы "совершенствоваться в учении" (сюдао), а затем создал новую религию. Божеством Даюаньлинцзяо является Великий Изначальный Дух, владыка и творец всего сущего, Бог пяти учений, который как "малый отделившийся дух" (сяо фэньлин) присутствует в каждом человеке. Приверженцы учения должны стремиться к объединению своего малого Изначального Духа с Великим Изначальным Духом.

Считается (видимо, эта оценка основывается на мнении самих последователей Даюаньлинцзяо), что у Даюаньлинцзяо имеется от 250 до 300-400 тыс. последователей. Реально, однако, это число значительно меньше. К их числу определенно, видимо, могут быть отнесены лишь "духовные дети" Хуан Цзиньюаня (на начало 1980-ых их насчитывалось от 6 до 7 тыс. чел.). Они проходят обряд усыновления, получают от "духовного отца" психологическую (а в случае необходимости и материальную) поддержку, проповедуют учение Даюаньлинцзяо и раз в год собираются у учителя. Центральную роль в деятельности секты играет личная харизма Хуан Цзиньюаня. Дальнейшее развитие данной религии после его смерти представляется проблематичным.

ХУНХУАЮАНЬ (Храм Просвещения) основан в 1969 г. группой, проводившей до этого медиумные сеансы. В числе основателей были депутаты Национальной Ассамблеи, отставные военные, профессора университетов и колледжей. Хунхуаюань выступает за объединение "пяти учений" и использует их священные книги (свои канонические произведения эта религия не создает); богослужение Хунхуаюань включает чтение канонических текстов этих религий и поклонение их божествам. Хунхуаюань проводит медиумные сеансы, получая послания как от божеств пяти религий, так и от деифицированных этой религией Сунь Ятсена и Чан Кайши. Хунхуаюань имеет весьма определенные политические ориентации и считает, что божественная помощь поможет покончить с "красным бедствием" и освободить материковый Китай. Хунхуаюань имеет центральный храм и 10 храмов-отделений, расположенных в Тайбэе и его окрестностях.

Помимо институционизированных синкретических религий на Тайване существуют также синкретические религиозные течения, которые могут быть определены как "дисперсные". Они представляют собой объединения общин, имеющих однотипные религиозные представления, осуществляющих сходную религиозную практику и иногда связанных с общим центром. К их числу относится существующая еще с XIX в. совокупность луаньтанов (именуемая также Жуцзуншэньцзяо) и возникшая после 1949 г. система цыхуйтанов.

ЛУАНЬТАН (Храмы феникса). Луаньтаны впервые появились в тайваньском регионе (на о-вах Пэнху) в 1852 г.. Объектом поклонения в луаньтанах являются Эньчжу гун (букв. "Господин Милосердный Владыка", " Господа Милосердные Владыки"), которых может быть три (обычно это Гуаньди, бог очага Цзао-ван и даосский маг Лю Дунбинь), четыре ("добавочное" божество варьируется; часто это Сюаньтянь шанди (Высший Правитель Темного Неба) или Конфуций)), или пять. Главным божеством луаньтанов является Юйхуан дади (Нефритовый Император). Следует отметить, однако, что это имя воспринимается прихожанами луаньтанов не как наименование, закрепленное за конкретным божеством (как это имеет место в даосском пантеоне), а как титул, переходящий от одного божества к другому. С 1864 г. этот пост, по мнению прихожан луаньтанов, занимает Гуаньди, являющийся 18-ым по счету Юйхуан дади. Еще более высокое положение занимает "породившая Небо и Землю" Праматерь (Лаому), титулование которой в разных луаньтанах не одинаково. В луаньтанах осуществляется классическая китайская медиумная практика: медиум в состоянии транса чертит письмена на песке, насыпанном на блюдо.

Луаньтаны делятся на два типа. Храмы первого типа проводят моления божествам и медиумные сеансы, которые должны помочь обратившимся к ним мирянам решить те или иные практические вопросы (болезни, потеря вещей, предсказание счастливых и несчастливых событий, определение места с хорошими геомантическими показателями и т. д.). Таких храмов на первую половину 1980-ых годов было св. 300, а священнослужителей в них - около 1 тыс. чел. В целом луаньтаны этого типа, по оценке проф. Чжэн Чжимина, осуществляют чисто "магическую" деятельность и не проповедуют какого бы то ни было религиозно-этического учения.

Храмы второго типа сходны в своей деятельности с институцианизированными синкретическими религиями. Именно к ним в полной мере может быть отнесено другое название луаньтанов - Жуцзуншэньцзяо (Божественое Конфуцианское Учение). Последователи этого учения говорят, что они основывают свою деятельность на "дао богов" и на конфуцианстве как "школе (учении)" (цзун). Храмы второго типа получают посредством медиумной практики ниспосланные богами поучения и, через распространение конфуцианской этики, стремятся спасти мир и нравственно усовершенствовать людей (прежде всего, это относится к самим приверженцам Жуцзуншэньцзяо). Такие храмы обычно имеют храмовые комитеты и регистрируются в качестве юридических лиц.

Луаньтанов второго типа в первую половину 1980-ых было ок. 300, священнослужителей (включая членов храмовых комитетов) - ок. 10 тыс., верующих - порядка 150 тыс. Луаньтанами издается св. 10 бесплатных журналов, огромное количество нравоучительной литературы (с начала века по 1982 г. - более 575 названий), значительную часть которой составляют тексты, полученные медиумным или сходными с ним путями.

В 1969 г. была создана организация луаньтанов - Шэнцзяо шэньминхуй (Религиозные общины Святого Учения). Эта организация, существовавшая лишь формально, в 1978 г. была преобразована в Комитет Жуцзуншэньцзяо Китайской Республики, который так же не является сколь-либо сильным интегрирующим центром Жуцзуншэньцзяо.

Некоторые луаньтаны выступают как центры создания новых, самостоятельных религий.

ЦЫХУЙТАН (Храмы Милосердия). Ц. - это религиозные объединения, связанные с культом Яочи Цзиньму (Золотой Матери Яшмового Пруда), близким к культу Ушэн Лаому (Нерожденной Праматери). Появление цыхуйтанов последователи этого движения связывают с явлением Яочи Цзиньму в Хуаляни 13.VI.1949 г. Вскоре после возникновения первой общины в 1950 г. в ее рядах произошел раскол и с этого времени движение существует в виде двух течений. Это собственно цыхуйтаны и общины, связанные с храмом Шэнъаньгун (Храм Полного Спокойствия).

Верховное божество в цыхуйтанах, как отмечалось выше, носит название Яочи Цзиньму. В цыхуйтанах проводятся медиумные сеансы, там также занимаются врачеванием. Отношения между верующими и Яочи Цзиньму строятся как отношения своего рода "усыновления". Оценки роста численности цыхуйтанов были следующими: 1967 г. - св.60, 1973 г. - 124, 1979 г. - 193, на начало 1980-ых - 140-160, а на 1984 г. - св. 400. Численность верующих на начало 1970-ых годов оценивалась в одном из изданий цыхуйтанов как "более 50 тыс.", а на середину 1980-ых - в св. 100 тыс. чел..

Главным божеством пантеона Шэнъаньгуна является Ванму няннян (Царственная Матушка). Количество храмов, связанных с Шэнъаньгуном в начале 1980-ых оценивалось в 100 единиц, а во второй половине 1980-ых - в более чем 200 (численность последователей на этот период оценивалась в 40-50 тыс. чел.).

Наряду с крупными синкретическими религиями на Тайване действует также несколько синкретических религий, имеющих небольшое число последователей (Сяцзяо, Туншаньшэ, Ванго даодэ цзунхуй, Ушаньшэ, Синьшицзюцзяо, Мэйхуа ляньмэн тунсиньхуй, Куньлунь сяньцзун, Линсянь чжэньфоцзун и др.).

МЭЙХУА ЛЯНЬМЭН ТУНСИНЬХУЙ (Общество Единения Сердец Объединенного Союза Цветов Сливы). Мэйхуа ляньмэн тунсиньхуй считается направлением в даосском течении Люйшань. Общество создано в 1988 г.; в то время в него входил 91 чел.. К нему относятся медиумы, которые передают божественную волю не впадая в транс как медиумы цзитун, а посредством произнесения песенных текстов. Они изгоняют "нечисть" (се), Мэйхуа ляньмэн тунсиньхуй используют главным образом обереги, а также заклинания. Члены общества уделяют особое внимание вопросам этики, восстановлению "идейной системы китайской нации", подготовке священнослужителей и образованию (включающему изучение канонов "пяти религий"). Кроме того, они заявили о необходимости "очищения" религиозной деятельности, что должно включать как проведение религиозных церемоний в не слишком позднее время, без шума, без использования хлопушек и тому подобного (то есть избегая ряда черт, свойственных некоторым "сектам" и "народной религии"), так и отказ от всего порочного в частной жизни.

КУНЬЛУНЬ СЯНЬЦЗУН (Учение Святых с горы Куньлунь). Основано Лю Пэйчжуном, бывшим до этого главой Объединенного общества Всех Добродетелей в Пекине (организации, созданной в 1946 г. некоторыми течениями СР Цзюгундао (Путь Девяти Дворцов)). На Тайване, куда Лю Пэйчжун прибыл после захвата КПК власти на материке, он стал во главе Сяньцзун (Учения Святых), основал храм, а в 1963 г. создал "Китайское общество изучения социального поведения". Общество имеет филиалы в 7 городах и уездах Тайваня. Основные задачи общества - распространять традиционные китайские культуру, этику и мораль, способствовать исправлению социального климата, а также распространять учение секты, "научную медитацию", гунфу и боевые искусства, осуществлять благотворительность. Его учение сочетает идеи конфуцианства и даосизма, причем из даосизма заимствована большая его часть. С религиозным и философским даосизмом связана и большая часть тех, кого приверженцы Куньлунь сяньцзун почитают как своих духовных учителей. Последователи Куньлунь сяньцзун делают акцент на личное совершенствование посредством занятий цигуном. Куньлунь сяньцзун имеет свой годовой цикл ритуалов; для его последователей действуют учебные группы разных уровней.

ЛИНСЯНЬ ЧЖЭНЬФОЦЗУН (Учение подлинного Будды Духовной Святости). Основано Лу Шэнъянем, уроженцем уезда Цзяи пров. Тайвань. За годы жизни он переходил из одного религиозного течения в другое (так, из христианства он перешел в даосизм, соприкасался с буддизмом и тантризмом). Считается, что он имел 21 учителя (в их числе были и живые люди, и те, кто относится к миру сверхъестественного, включая буддистов, тантристов, даосов и даже основателя Тяньдэцзяо Сяо Чанмина, умершего за два года до рождения Лу Шэнъяня. Учение этой синкретической религии включает идейные положения и практику совершенствования даосизма, буддизма и тантризма. Линсянь чжэньфоцзун имеет отделения во многих странах мира и более 30 храмов на Тайване.

В конце 1969 года было объявлено о создании религии СИНЬЖУЦЗЯО (Новое Конфуцианство). Ее основатель Чэнь Цзяньфу начал религиозно-общественную деятельность еще на материке в конце 1930-ых годов. Созданная им религия имеет свое учение, каноническую литературу (так называемое "Новое Четверокнижие"), ритуалы, практику совершенствования (где основное место уделяется молитве, медитации и самоанализу). Масштабы распространенности Синьжуцзяо крайне невелики.

Одной из центральных проблем развития синкретических религий в современном тайваньском обществе является комплекс вопросов, связанных с их переходом из мира народной религиозности в мир институцианизированных религий. Следует сразу оговорить, что обретение сектой легального статуса само по себе не является чем-то новым для Китая. Такой статус еще в период империи имело Лицзяо, официально была в разных формах разрешена и деятельность ряда синкретических в период Республики. Преодоление существующего у значительной части общества предубеждения против синкретических религий как против "еретических учений" также является здесь важной, но все же не основной проблемой.

Главным является, прежде всего, изменение отношения к синкретическим религиям самих их последователей. Значительная часть приверженцев синкретических достаточно слабо знает вероучение своей религии и воспринимает ее храмы как место, куда (как в храмы связанные с народными верованиями) можно обратиться для того, чтобы отвратить несчастья, получить исцеление от болезней и т. д.

В основе такого отношения к религии лежит одна из базовых характеристик китайского менталитета: божества представлялись китайцам лишь видимыми образами сверхъестественного начала. Мир сверхъестественного воспринимается индивидом вне какой-либо конфессии и имеет, по мнению (или, скорее "по ощущению") китайского простолюдина, множественные проявления, взаимодействие человека с которыми опосредуют также множественные институты, одни из которых более, а другие менее "подходящи" и/или эффективны.

Простолюдину - приверженцу синкретических народных верований такая позиция давала возможность в разных ситуациях обращаться к разным религиозным институтам и/или искать тот из них, который является наиболее эффективным в целом (его религиозная жизнь была во многом ориентирована на решение практических задач). Тем, кто входил в состав интеллектуальной элиты общества, такой взгляд на мир давал основания говорить о единстве "трех учений", что было и одной из основ доктрины синкретических религий. Такое мировидение также было, вероятно, своего рода предпосылкой для формирования взглядов последователей синкретических религий, вышедших из самых разных слоев китайского общества.

Описанный выше комплекс вопросов в той или иной мере встал перед большинством крупных тайваньских синкретических религий. В их числе была и Игуаньдао - наиболее влиятельная синкретическая религия Тайваня.

Для Игуаньдао проблема реформ стала особенно остро после репрессий 1963 г.. Тогда лидеры секты осознали необходимость адаптировать ее религиозную жизнь к условиям современного мира. Перед Игуаньдао в этой связи встало две задачи: 1) изменить вышеописанное отношение верующих к религии; 2) подвергнуть определенной реформе некоторые стороны религиозной жизни, связываемые в массовом сознании с "сектантством" (ночные богослужения, проведение собраний в частных домах втайне от непосвященных) или с религиозной жизнью простонародья, "суевериями" (медиумная практика). Появление в общинах все растущего числа более образованных представителей средних слоев общества, с одной стороны, делала такую реформу необходимой, а, с другой стороны, создавала условия для ее реализации.

Для решения обеих этих проблем необходимо было внести некоторые изменения в ритуальную практику данной синкретической религии, сообщить рядовым последователям Игуаньдао необходимый набор знаний о ее доктрине, сделать ее учение более ориентированным на этические проблемы.

Деятельность Игуаньдао стала постепенно перемещаться из домашних храмов в открытые храмы, чтобы таким образом изменить мнение властей и общества о тайном характере религиозной жизни Игуаньдао Сначала течение Цзичу, затем Баогуан, а после 1980 г. и Фа`и отказались (по крайней мере, официально) от проведения медиумных сеансов. В ветви течения Фа`и, возглавляемой Чэнь Хунчжэнь, стала действовать система учебных групп, акцент в религиозной деятельности приверженцев этой религии переместился с обретения мистического опыта на изучение учения Игуаньдао и канонических трактатов "пяти учений", а также на личное совершенствование.

Взаимодействие/столкновение элитарной и народной религиозности характерно и для других синкретических религий (см. кризис 1983 г. в Сюаньюаньцзяо).

Процесс "ортодоксализации" сект оказывает влияние и на отношение последователей синкретических религий к некоторым феноменам их пантеона.

Так, если в изданном в 1941 г. на материке трактате Тяньдэ шэнцзяо подчеркивалось, что Ушэн Шэнму (Нерожденная Святая Мать) является главным божеством данной религии, то в изданных в последние годы на Тайване материалах Тяньдэ шэнцзяо Ушэн Шэнму почти не упоминается (ее имя, однако, встречается в названии одной из книг, входящих в канон этой синкретической религии).

Учение Тяньдицзяо, отколовшейся от Тяньдэ шэнцзяо, отличается от традиционной идеологии синкретических религий уже самым радикальным образом.

Следует также отметить, что при сохранении традиционной религиозной практики синкретических религий, политическая и этическая ортодоксальность были присущи тайваньским синкретическим религиям всю их послевоенную историю. Большая часть нравственных ценностей, за распространение которых выступают синкретические религии, относится к числу ценностей традиционной китайской этики.

Как видно из сказанного выше, после 1945 г. китайские синкретические религии, действовавшие на материке, получили значительное распространение на Тайване, где к тому времени имелась и своя традиция синкретических религий. Значительное число тайваньцев в той или иной степени разделяют систему ценностей и образ мира, содержащиеся в учении синкретические религии (с их особой космологией, эсхатологией и пантеоном).

Источник: www.iaas.msu.ru


URL записи

@темы: Япония, Китай, история, вокруг света, религия